Стругацкие 100 лет

Столетие Аркадия Стругацкого: пророков читают до сих пор

28 августа исполняется сто лет со дня рождения Аркадия Стругацкого, который вместе с братом стал легендой советской фантастики.

О значении наследия братьев поговорили с писателями Дмитрием Быковым, Александром Генисом, Виктором Шендеровичем и Олегом Лекмановым.

Дмитрий Быков признаётся, что его любимая книга — «Далёкая радуга»: «Я её начитывал как аудиокнигу, слёзы душили, вся группа прибежала смотреть на плачущего большевика». Он добавляет: «Когда будет разрушаться путинская Россия, мы увидим “Гадких лебедей”».

Александр Генис считает гениальной «Улитку на склоне»: «Герой борется против прогресса, счастливого будущего. Коммунар постепенно превращается в люденa. А люден — уже не человек». По его словам, Стругацкие предвосхитили и феминистский дискурс, и современную пропаганду.

Виктор Шендерович называет «Понедельник начинается в субботу» светлой книгой оттепели: «Это застолье моих родителей, шестидесятники, пережившие Сталина. А потом стало ясно: никакого поражения зла нет, есть кровь на руках и невозможность изменить историю».

Олег Лекманов выделяет три книги — «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть Богом» и «Жук в муравейнике». «Они мне кажутся самыми совершенными», — говорит он. По его словам, «Обитаемый остров» — одна из самых актуальных вещей сегодня, так как описывает «оглупляющие башни» и фашистский режим.

По мнению Быкова, в образе Араты Горбатого из «Трудно быть Богом» можно увидеть современного Пригожина: «Ты останешься в песнях». Генис утверждает: «Стругацкие предусмотрели всё. Мы живём в мире, который они придумали». Шендерович добавляет: «Мы сами все Руматы, только без двуручного меча».

Цитаты Стругацких давно стали частью повседневной речи. «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные», — приводит любимую фразу Генис. Шендерович вспоминает: «Сейчас здесь будет грязно. До невозможности грязно». А Лекманов признаётся: «Мы все разговариваем цитатами из Стругацких».

Их открытые финалы объясняются, по словам Быкова, «манифестом бессмысленного сопротивления»: «Ты не можешь переломить ситуацию, но можешь сохранить лицо». Лекманов же считает, что это способ оставить хотя бы тень надежды.

Комментарии

Комментируй с умом:
— по теме
— без мата
— без рекламы

Модерируем. Уважай других.
Читать политику →

Добавить комментарий