По мнению эксперта, детям с младшего школьного возраста час-два в день использование компьютерной техники не повредит, с учетом того, что другая часть его дня насыщена событиями
Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования о практике использования компьютерной техники россиянами. Согласно итогам опроса у большинства соотечественников — 78% — есть ноутбук или компьютер, при этом 34% граждан рассказали о наличии сразу нескольких устройств. Чаще всего, а это 79% опрошенных россиян, используют компьютер для выхода в интернет: поиска информации, онлайн-покупок и общения в социальных сетях.
Член Общественной палаты РФ, лидер общественного движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец считает наличие компьютерной техники необходимым условием развития общества. Однако, по ее мнению, «у медали есть две стороны».
«С одной стороны, родители жалуются на то, что их дети не имеют возможности получать информацию, если у них нет компьютеров, мобильных телефонов, потому что трудно представить свою жизнь без интернета даже школьнику. Более того, если будет дистанционное обучение из-за режима самоизоляции, то государство, на мой взгляд, должно обеспечить детей техническими устройствами для такого образования, — говорит Ирина Волынец. — С другой стороны, как любое оружие, это может использоваться, как со знаком плюс, так со знаком минус. Например, скальпель в руках хирурга это орудие спасения жизни, а в руках преступника — орудие убийства. То есть, если дети бесконтрольно пользуются гаджетами с безлимитным доступом в интернет, то они могут залезть туда, куда родителям даже не снилось. И получить проблемы со здоровьем, психикой и, самое главное, зависимость. К сожалению, сейчас дети даже детсадовского возраста уже имеют зависимость от интернета, в частности от социальных сетей и игр. Далеко не все эти игры развивают логику, интеллект, а их большая часть — это трата времени и усугубление этой зависимости. Поэтому бесконтрольное использование гаджетов недопустимо».
По мнению клинического психолога, основателя школы психологического боя «Валаал» Валерия Ивановского, сегодня сложно представить социально активного человека без современных средств коммуникации. В то же время, эксперт обратил внимание на тенденцию перехода большей части общения между людьми в социальные сети: у многих это занимает больше времени, чем очное общение. По словам специалиста, это объясняется тем, что в ходе эволюции биологические потребности человека от необходимости выжить и дать потомство перешли на стадию социального общежития, когда жизненные цели и задачи индивидуума поменялись кардинальным образом.
Валерий Ивановский назвал работу с информацией одной из важнейших социальных потребностей, которую необходимо удовлетворять. Он пояснил, что с развитием человечества объем порожденной им информации настолько возрос, что в какой-то момент существующих средств коммуникации для хранения, переработки и обмена ею стало недостаточно. Поэтому возникли СМИ с их каналами массового ее распространения, а когда и их стало не хватать, научная мысль породила социальные сети и мессенджеры.
При этом психолог отметил, грань между удовлетворением естественной потребности в общении с использованием современных средств коммуникации и психологической зависимости должна быть соблюдена.
«В отношении соцсетей (как, впрочем, и в других аспектах нашей жизни) необходимо соблюдать правило золотой середины. То есть, вряд ли стоит подменять ими живое общение с окружающим миром, но и не использовать такое средство коммуникации тоже, наверное, странно. А искать какие-то нормы, регламентировать время нахождения в социальных сетях я бы не стал, — рассказал в интервью «Московской газете» Валерий Ивановский. — Мне кажется, что в большинстве случаев все разговоры о вредности, о пределах допустимости их использования основываются на каких-то эмоциональных аргументах или даже на суевериях. То есть, человеку кажется, что его ребенок много времени проводит в социальных сетях и это, наверное, плохо. Но почему это плохо — объяснить не может».
В беседе с корреспондентом издания нейропсихолог Даниил Севан отметил, что чрезмерное увлечение цифровыми технологиями может плохо сказаться на работе человеческого мозга. Эксперт пояснил, что при использовании «умных» технических устройств часть работы мозга перекладывается на них, так как человеку в некоторых процессах уже нет необходимости участвовать.
«Как минимум минимум 20 лет назад наша голова работала «по полной», решая различные задачи. Высокотехнологичные гаджеты снижают нагрузку на мозг, то есть человеку половину действий просто не нужно осуществлять, и за счет этого работа мозга упрощается, — говорит Даниил Севан. — Еще в институте нам приводили в пример метафору корабельного механика, который подтвердит, что любой механизм любит нагрузку. Если механизм не нагружается, то двигатель ржавеет, прокладки протираются, проминаются и он требует ремонта. То же самое происходит и с мозгом, различные отделы которого отвечают за осуществление определенных действий и обработку той или иной информации. Если мы мозг не нагружаем, он, к сожалению, теряет свои свойства».
Собеседник издания обратил внимание на то, что даже при общении в социальных сетях человек не оценивает ни мимику, ни интонацию, ни тембр голоса; у него есть намного больше времени на то, чтобы сформулировать какую-то мысль в переписке, чем при живом диалоге, когда люди ориентированы друг на друга.
«Я недавно столкнулся с ситуацией, когда хотел что-то посчитать в голове и понял, что мне трудно сложить двузначное число, потому что я привык это делать на калькуляторе. Я вспоминаю, как хорошо я это делал в школе, когда у меня не было калькулятора — теперь мне это сделать тяжелее, потому что я этим навыком не пользуюсь, — говорит Даниил Севан. — В Европе практикуют концепцию беспрерывного образования, когда люди, вышедшие на пенсию, идут куда-то учиться «для поддержания тонуса нервной системы». Освоение нового навыка требует определенных перестроений в работе головного мозга, заставляет по-новому воспринимать и обрабатывать информацию, как-то «раскладывать информацию по полочкам» именно собственными усилиями. Понятно, что мы можем включить кино на компьютере, сидеть и смотреть, но тогда мы ничего не делаем, а нам нужно, чтобы наша голова работала. Развитие человека стало возможным благодаря труду, активным действиям, движению в окружающем мире, необходимости думать и контролировать себя. Сейчас многого из этого для повседневного существования не требуется».
По словам эксперта, для правильного функционирования мышления и речи необходимо, чтобы с самого детства у ребенка развивались моторные зоны головного мозга.
«Если этого не происходит, то велик риск того, что у ребенка будет задержка психо-речевого развития. Все сложные виды психической деятельности строятся на более простых. То есть, сначала мы отрабатываем какие-то более простые «кирпичики», и из них уже вырастают более сложные психические функции. И сейчас очень часто у детей именно здесь пробел, потому что у них база не сформирована, а мы их уже учим другому языку, математике, геометрии и т.д., а они, грубо говоря, на одной ноге попрыгать не могут, потому что привыкли сидеть в компьютере, не владеют своим телом и в связи с этим, получают вторичную задержку развития, — говорит Даниил Севан. — Необходимо вспомнить, как мы лет 10-20 назад воспитывали детей. Они у нас бегали, прыгали, пачкались на улице в грязи, бросались палками, снежками, играли в прятки, в вышибалы — все, что угодно. Для взрослых людей это «игра», а с точки зрения природы, это развитие. То есть, физическая активность в процессе игры со сверстниками, установление взаимодействия, развитие моторики, ориентации в пространстве. Для развития мозга необходима физическая активность, получение извне сенсорной информации в разных модальностях — температура, фактура, запахи, вес, цвет — обработка этой информации, построение собственной деятельности на основе этой информации. Сначала необходимо научить ребенка всему тому, чему можно его научить и без компьютера, а потом уже давать компьютер. Или если мы в компьютере какие-то игры ему подбираем, то чтобы это были дозированные, специфические игры, направленные на развитие той или иной функции. А когда мы даем ему планшет просто для того, чтобы он от нас отстал — это путь в никуда, я с этим сталкивался, я с этим работаю».
По мнению нейропсихолога, детям с младшего школьного возраста час-два в день использование компьютерной техники не повредит, с учетом того, что другая часть его дня насыщена событиями.
«Если родитель понимает, что его ребенок и так осуществляет все необходимые движения в жизни, то немножко планшета ему, наверное, пойдет на пользу в качестве релаксации, переключения на что-то новое. Если же ребенок будет проводить весь день, например, на секции по футболу, то это до добра не доведет — он там и физически, и морально истощится. Главное — не перегибать и всегда смотреть исходя из какой-то конкретной ситуации, — говорит Даниил Севан. — Я работаю с детьми с особенностями и нарушениями развития разного уровня. Ко мне привели ребенка, который ни на чем внимание не концентрирует, ничто его не интересует. Я спросил у родителей: «Вы ему мультики включаете?» Они ответили: «Нет, мы слышали, что мультики, планшеты — это вредно и мы ему вообще не даем». В данном случае, если мультик, планшет привлечет к себе его внимание, и он сможет сконцентрироваться, то это, наоборот, даже хорошо. В таком случае, можно пробовать тренировать и привлекать внимание с помощью гаджета, а затем уже как-то постепенно от него отказываться и переключать внимание на что-то другое. Нельзя из нашей жизни полностью исключить гаджеты. И не надо, потому что это часть нашей жизни, часть общества, часть среды и дети должны уметь пользоваться этим, должны уметь все то же самое, что умеют люди нашего мира, но полностью переключаться в это направление — это вредно».