Японская корпорация Tsugami увеличила поставки своих высокоточных металлообрабатывающих станков и комплектующих в Россию с $2,5 млн в 2021 году до $62 млн в 2024-м — рост более чем в 20 раз.
Эти станки незаменимы для военного производства, а значит, их поток в Россию напрямую подпитывает ВПК страны.
Документы таможни подтверждают: почти все станки новые — отметка «бывший в употреблении» стоит лишь у 4 из 206 партий, ввезённых в 2024 году. Формально поставки идут из Китая, главным образом через фирму Ele Technology, попавшую под санкции США в октябре 2024-го. Среди других крупных посредников — Shenzhen Yile Equipment, Lewin Limited и Grun Grup Limited.
Ключевым покупателем в России стало ООО «АМГ», находящееся под санкциями и контролирующее 87% рынка. Эта компания уже фигурировала в предыдущих расследованиях как крупный поставщик станков для российского ВПК, включая оборудование из Тайваня. В редких случаях закупки совершали конечные пользователи, например, АО «ОКБ Аэрокосмические системы» (производитель бортовых систем для вертолёта Ка-226) и АО «Дубненский кабельный завод», но в 2024-м такие сделки были исключением.
В Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии признали: прямые поставки японского оборудования в Россию запрещены, однако есть проблема обхода санкций через третьи страны. «Мы сосредоточены на выявлении организаций из третьих стран, участвующих в обходе санкций», — заявили в ведомстве, отметив, что Tsugami имеет производство в Китае, и ей, как и другим японским компаниям, предоставляется информация для усиления экспортного контроля.
Сама Tsugami отказалась отвечать на запросы The Insider — ни по телефону, ни письменно. Между тем цифры продаж показывают: война для кого-то стала источником невиданных сверхприбылей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.