«Я всегда носил с собой три гранаты: две — для противника и одну — для себя. Я отказываюсь быть военнопленным».
В эксклюзивном интервью Euronews бывший наёмник ЧВК «Вагнер» рассказал, без преувеличения, леденящие душу истории.
Саша [это его ненастоящее имя] — участвовал в многомесячных боях за Бахмут, которые западные аналитики называют «мясорубкой».
По утверждениям нашего собеседника, вагнеровцы действовали на второй линии, сразу за регулярными войсками российских ВС, чтобы не допустить их отступления. Саша говорит, что дисциплина там отсутствовала, как и желание воевать. «Это были призывники, которым едва исполнился 21 год», — поясняет он.
«Они [российские призывники] не мотивированы, слабые, их понабрали с улицы и сказали: «Идите воевать.Если их командир падает, они, как правило, быстро сдаются».
Наёмник не стал уточнять, применялось ли насилие для удержания солдат на передовой. Однако в репортаже Euronews было показано, что Москва привлекает чеченцев для поддержания дисциплины и даже казни дизертиров.
У Саши недавно закончился полугодовой контракт с ЧВК, он говорит, что не вернётся в Украину, — если только его не заставят. «Честно говоря, у меня нет никакого желания возвращаться, — сказал он Euronews. — Я просто не хочу больше воевать».
По словам Саши, у него украинские корни — в Харькове и Попасной. Он признаёт, что разочаровался в этой кровопролитной войне.
«Это братская война. Это самая мерзкая война, которая только может быть. Мы [русские и украинцы] говорим на одном языке. Мы одинаково думаем, мы одинаково действуем. Мы убиваем единомышленников».
Он вспоминает, как его подразделение иногда случайно оказывалось в украинских окопах, и солдаты даже не понимали, что «находятся во вражеском лагере».
«Разница только в том, что они видят в нас агрессоров, потому что мы на их территории. Может быть, это и так, но я не хочу вдаваться в эти тонкости.Я действительно не знаю, как оно есть на самом деле», — говорит мужчина.
Россия и Украина, бывшие частью сменявших друг друга империй, имеют общую историю. Но у украинцев есть своя, самобытная культура, свой язык. И, многие считают, что за вторжением стоит неспособность Москвы признать это.
«Благодаря ЧВК «Вагнер», Россия побеждает»
Разочарование Саши усугубляется ещё и тем, что вокруг конфликта много «лжи и обмана». Это одна из причин, по которой он захотел поговорить с Euronews — даже если с ним «что-то случится в ближайший месяц».
«Побывав на передовой, я могу сказать точно: все вокруг врут», — сказал наёмник, добавив, что из-за этого перестал смотреть новости.
Саша указал на массовый обман, связанный с почти полным поражением России на ранних этапах военных действий, и заявил, что именно благодаря ЧВК «Вагнер» российской армии удалось избежать краха.
Ещё одна причина его разочарования в том, что ожидания, которыми объясняли СВО, не оправдались. Изначально одной из целей было не допустить НАТО к границам РФ. Вместо этого альянс расширил своё присутствие, приняв в члены Финляндию. Несмотря на заверения в том, что иностранные валюты непременно ослабеют, они, наоборот, подорожали. Российский рубль в июле достиг самого низкого значения с начала боевых действий. Но он, как и российская экономика, вопреки прогнозам аналитиков и санкциям, всё же сохранил устойчивость.
Саша вспоминает, что в течение нескольких месяцев уклонялся от призыва в армию, а в ЧВК «попал совершенно случайно». Впрочем, об этом периоде он рассказывает неохотно.
«До войны у меня были более лояльные и патриотические взгляды», — сказал он, назвав любовь к Родине причиной, побудившей его записаться в отряд. Хотя обещанная «приличная зарплата», по его признанию, тоже сыграла роль в принятии решения.
«Я считал, что всё, что мы [Россия] делаем, правильно. Теперь мое мнение изменилось».
Саша служил в штурмовой группе, и, как говорит он сам, его способности к математике помогали ему наводить артиллерию на цель. Был награждён медалью «За храбрость», проявленную в сражениях за Бахмут.
Молодой человек «не представляет», скольких он убил в бою, вооружённый АК-74, гранатомётами и минами. «Какой смысл считать?», — отвечает вопросом на наш вопрос он.
Саша рассказывает, что в группировке «нет званий, как в [российской] армии», и в целом говорит о ЧВК «Вагнер», как о хорошо организованных элитных войсках, где царит дух сплочённости.
«Мы называем друг друга братьями, и неважно, как долго мы находимся в группе. Однажды я спасу его жизнь, в другой раз — он спасет мою».
«Могу сказать, что Минобороны нас очень боится,_- продолжил он. — Большинство бойцов «Вагнера» шли на войну, чтобы умереть, а не воевать. Я на 70% был уверен, что не вернусь».