Михаилу Горбачеву исполнилось 90 лет. Если бы он был таким же, как и его предшественники, стоявшие во главе советского государства, ни один из которых не покинул высшего поста по своей воле, то, наверное, мог бы до сих пор руководить Советским Союзом, который, возможно, и сегодня назывался бы так же. Но Горбачев рискнул, попытавшись реформировать закостенелую систему, сложившуюся на обломках исторической России в XX веке.
«С 64 до 75 лет — это пожилой возраст, а потом наступает старость, и дальше — дуй сколько сможешь»
«Я вам отвечу по-горбачевски. Вы знаете, что это будет сложнее, чем простой ответ»
«Анекдотов куча пошло на тему, что Россия — родина слонов, а она на самом деле родина»
«Я в данном случае с Иисусом Христом. Он был первый социалист у нас. Тут уже ничего не поделаешь» (о своих политических убеждениях, 1997 год)
«А я предупреждал: нашим гражданам пора приходить к выводу — так безбожно гулять, не жалеть ни себя, ни близких — это недопустимо» (об антиалкогольной кампании)
«Считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. (…) Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы»
«Пьянка была везде. И на производстве, и на кафедрах. Это я знаю по работе Раисы Максимовны»
«[Главное достижение политической карьеры] — перестройка. И все, что с ней связано. (…) Притом что она оборвалась, не доведена была до конца… Свобода, гласность, свобода выезда за границу, свобода религии. (…) Наконец, вооружение. Люди просто вздохнули. Все ведь, вообще говоря, по всему миру, особенно в развитом мире, в Европе и в Америке, копали убежища от ядерной войны, которая, может, грянет в любой момент. Это же все было сделано. Закончено»
«Это надо было пройти. Любой вопрос возьмите: собственность, гласность, муж и жена, или женщина и мужчина. Все вот это и все, что мы затронули, — Горбачев виноват во всем. А так нельзя было оставаться»
«Сколько сэкономили наша перестройка и новое мышление? Сотни миллиардов долларов для всего остального мира!» (в беседе со статс-секретарем Министерства финансов ФРГ Хорстом Келером, 1991 год)
«Америке тоже нужна своя перестройка»
«Распад Советского Союза, его уход с мировой политической арены сразу изменил всю ситуацию в мире, расстановку сил, и у многих появилось искушение половить рыбу в мутной воде. В том, что мир не распорядился шансами, которые открыли перестройка, новое мышление, конец холодной войны, виноваты все»
«Вообще то, что созревало под крышей холодной войны и вскоре названо было глобализацией, прорвалось — фигурально выражаясь — через обломки Берлинской стены на новые просторы, приобрело дополнительную скорость, новый размах. Стала формироваться новая международная система… А как мы ее обустраиваем и распоряжаемся ее движущими силами — это уж другая история, конца которой пока не видно. Ликвидация Берлинской стены свою роль выполнила… и своевременно»
«После свободных выборов 1989 года и после свободных выборов 1990 года в республиках свободных выборов не было»
«Мы не сомневаемся, что демократия — это хорошо, но сначала необходимо обеспечить фундаментальные потребности граждан. Если для этого нужен авторитаризм, я такой авторитаризм приветствую»
«Лучше работать завтра, чем сегодня»
«Я влез в рекламу по нужде» (о своем участии в ролике Pizza Hut)
«Нас уже закалила ситуация, мы знаем, кто есть ху на самом деле» (на пресс-конференции после путча 1991 года)
«Есть люди, которые говорят, что Ельцина и Горбачева нужно повесить на одном и том же дереве. Ну, давайте хотя бы тогда на разных ветках»
«Вот, ведь, как действовал Ельцин? Со мной договаривался и подписывал, а за спиной тянул это. Ну, это, вообще говоря, подлость такая, я ему это простить не могу. Даже, вот, он мертвый, и уже мне не хотелось бы говорить об этом, но это подлый человек оказался. И я его все время и выдвигал… Человек-ошибка моя. Еще подлость, наверное, от пьянства. Дурной он человек, вообще говоря. Господи, прости меня, и трудящиеся, простите меня»
«Тут один кандидат до меня говорил, что в предвыборной гонке [1996 года] будет три богатыря [Ельцин, Зюганов и Жириновский]. Я долго думал, кто же тут я, а потом вспомнил, что мушкетеров тоже было трое, но главным был д’Артаньян»
«Все-таки [Путин] не человек, который будет какую-то диктатуру… Он считает, что это глупость. Никакой диктатуры уже установить нельзя у нас» (2001 год)
«За власть надо держаться по-умному»
«Ну вы меня понимаете» (фраза-паразит, часто попадавшаяся в речи Михаила Горбачева)